Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»

О красивых обычаях молодежи в старину

О красивых обычаях молодежи в старину

В старину обычаи и традиции, которые сопровождали жизнь абазин, служили неким ориентиром, помогали выстраивать жизнь в соответствии со сложившимися на протяжении веков нормами. Именно они служили моральным стержнем, в частности, для молодых людей. И пусть многие из обычаев канули в Лету, они были частью нашей жизни и хотя бы по этой причине мы не имеем права предавать их забвению. Хочется напомнить читателям некоторые из них.

Особое обрядовое блюдо                                       

«ХIальыуа-хъылпа» – это национальное блюдо, изготавливаемое из халвы. Название  блюда состоит из двух частей «хIальыуа» – «халва» и «хъылпа» – «шапка», отсюда и название. Традиционно оно  является обрядовым блюдом и обычно его готовят к свадьбе. В старину же халву-шапку готовили еще по одному случаю. Когда молодежь собиралась на вечеринку, на стол ставили наряженную «шапку» из халвы. К столику-треноге, на котором находилось блюдо, подвешивали различные безделушки: маленькие флакончики с духами, носовые платки, пачки папирос, зажигалки, небольшие зеркальца, брелочки и т.д.

Во время пиршества, сидящие за столом гости брали себе что-нибудь по душе – кто платочек, кто курево, кто духи. Этими вещами можно было воспользоваться  тут же или просто подарить рядом сидящему.

Само блюдо оформлялось в форме невысокого конуса, на верхушку которого обязательно сажали шарик из халвы. Так вот, этот шарик и имел главное предназначение. За столом можно, да и нужно было есть халву, отрезая кусочки от конуса. Шарик на его макушке никто не трогал. К концу вечеринки тамада брал в руки шарик с макушки халвы-шапки и обращался к сидящим за столом со словами о том, что все попробовали сладкое блюдо, а вот главную часть он дарит самой красивой, умной и скромной девушке на вечере, с тем, чтобы в будущем, когда ей будет удобно, она приготовила еще одну халву-шапку, накрыла стол и пригласила к себе всех присутствующих. Девушка вставала, брала шарик, благодарила тамаду за оказанную честь и давала слово в определенный срок выполнить поручение.

Через некоторое время – неделю или месяц, как было удобно девушке, она приглашала «всех свидетелей» события и еще тех, кого хотела бы видеть у себя в гостях. В этот раз эстафету «передавали» уже другой девушке. Та тоже собирала всех на халву-шапку. И шла традиция по кругу. Менялись девушки, которые организовывали застолье, менялись гости, а красивый обычай чествования лучшей девушки, обычай халвы-шапки, сохранялся веками. Конечно, и нынешние мастерицы, которые занимаются изготовлением и оформлением этого традиционного блюда, подходят к делу со всей душой. Один из примеров такого кулинарного творчества вы можете оценить на фото к статье.

Королева бала

«Уатыкв-кIважва» (дословно: «княгиня-распорядительница») – об этом красивом обычае лет тридцать назад в газете «Абазашта» рассказал ныне покойный Рашид Агирбов.

Обычай таков. На вечере или свадьбе, когда молодежь устраивала танцы, из присутствующих девушек выбирали своего рода королеву бала. Ее называли по-абазински «княгиня-распорядительница» или «верховная княгиня». Выбирали более бойкую, общительную, но обязательно уважаемую всеми девушку. Тамада объявлял всем имя той девушки, которая становилась на этих танцах королевой бала, если можно так выразиться. На краю площадки ставили стул, на нее усаживали «королеву», и она становилась распорядительницей на танцах. Как правило, она называла имя парня, который должен был станцевать. Парень выходил в круг. Девушку ему в пару выбирала тоже сама княгиня-распорядительница. Если парень во время танца вел себя неприлично по отношению к девушке, она могла остановить танец. Даже стоящие в кругу парни и девушки находились под надзором распорядительницы. Она могла приказать вывести из круга любого, кто вел себя недостойно. Ослушаться «княгиню» считалось большим позором. 

Сама же распорядительница должна была быть идеальной во всех отношениях. При подборе танцующих пар не должна была выказывать свои симпатии или антипатии. Рассказывали, что в одном из абазинских аулов произошел случай, когда княгиня-распорядительница опозорилась: во время танцев очередь дошла до самой распорядительницы, и она выбрала в пару себе не очередного по старшинству парня, а того, который ей нравился. Тот был моложе всех и, естественно, должен был станцевать последним. За такое неслыханно «позорное» поведение «княгиню-распорядительницу»  тут же разжаловали. И об этом «возмутительном» поведении девушки в ауле долго вспоминали. Так долго, что об этом теперь знаем даже мы с вами.

Шиповник

Когда невесту на свадьбе впервые вводили в дом, всадники устраивали джигитовку, пытались войти в дом на коне. При этом устраивали как можно больший переполох: теснили стоящих зевак во дворе, ставили лошадь на дыбы. Во время этого представления был еще один незаметный, забытый сейчас обычай. Джигитовавший во дворе парень доставал из кармана белоснежный, новый носовой платок и незаметно бросал понравившейся девушке. Та брала платок и прятала к себе в карман. Это было предложением парня девушке послать к ней сватов.

Девушка брала платок, прятала. Дома вышивала угол платка. В Кубине был обычай – девушка вышивала в уголочке платка красный шиповник и зеленый листик. И при первом удобном случае возвращала платок парню. Вышивка означала, что девушка согласна выйти за парня замуж.

Если же девушке не нравился парень, она просто не подбирала подброшенный ей платок. Вот выпал случайно платок из кармана парня и все. Какие тут претензии?

***

Традиции, о которых я рассказала, имели место в 18-19 веках прошлого столетия. Вполне возможно, что они были известны и раньше, но информаторы, от которых я узнавала о них, говорили именно о тех временах. Собственно, обычаи возникают по причине каких-то обстоятельств, существуют некоторое время, а затем постепенно забываются. Точнее, уходят из обихода.

Для примера, возьмем обычай вышивки шиповника. Понятно, что этот обычай существовал в то время, когда молодые люди могли общаться только таким способом. Скажем, в 20 веке, когда был популярен эпистолярный жанр, парень мог сообщить девушке о своих чувствах в письменном виде – написать письмо, передать записку и т.д., чего не мог позволить себе молодой человек, живший двести лет назад и не знавший грамоту.

Когда говорят о том, что мы не должны забывать свои обычаи и традиции, это вовсе не значит, что их нужно копировать и обязательно внедрять в современную жизнь. Просто современная молодежь должна помнить о них, а самое главное, знать, когда, по какой причине они возникали и затем, со временем, забывались.

Современная молодежь должна помнить о том, что их прапрапра… бабушки и дедушки были скромны, берегли честь смолоду, уважали чувства, действительно любили друг друга и потому облекали свои отношения в такие красивые романтические поступки и отношения.

В наши дни у молодежи уже свои традиции. И они, как и раньше, соответствуют возможностям молодых людей. Скажем, жених дарит на свадьбу любимой девушке автомобиль, а она ему дорогой галстук, или оба вместе отправляются в свадебное путешествие вокруг света на своей яхте. Как романтично!

Шутки шутками, а вот как писал об обычаях и традициях абазинской молодежи в конце 18 века абазинский просветитель Адиль-Гирей Кешев в рассказе «Два месяца в ауле»: «…Крутой подъем в горы не позволял втащить туда тяжело нагруженные арбы на паре ленивых волов, поэтому решились взобраться пешком, но Залиха предложила женской половине компании сесть на лошадей с молодыми людьми. К моему удивлению, это смелое предложение приняли единодушно. Девушки начали по сердцу и вкусу выбирать себе кавалеров…  Один я затруднялся тем, как посадить на свои колени незнакомую девушку…»

Вот такие отношения в конце 18 века, то есть двести лет назад.  Автор рассказа воспитывался в Санкт-Петербурге, и ему были в диковинку такие свободные отношения между молодыми людьми на малой родине. Но при этом он не говорит о том, что ни одна уважающая себя девушка не вышла бы в люди без сопровождающего – брата, родственника, близкого друга семьи. Да, она могла общаться с посторонними молодыми людьми и даже очень свободно, но при этом все время была на виду у сопровождающего. И попробовал бы тот, с кем общалась девушка, позволить себе какой-нибудь неприличный жест, сказать грубое слово, тем более оскорбить! И такие же требования были к самой девушке – быть скромной, вежливой, воспитанной. При этом не возбранялись и острый ум, и красноречие в разговоре.

Уж если мы начали говорить об абазинской девушке, вспомним еще один старинный обычай. Во время свадеб, каких-либо торжеств, когда молодые люди веселились на улице, в сакле у очага женщины гасили огонь. Затем туда приглашали одну из девушек. Обычно это была избранница сына какой-либо из присутствующих женщин. Девушку просили разжечь огонь в очаге. По тому, как девушка справлялась с заданием, судили, какой она будет хозяйкой: разожгла быстро – будет хорошей хозяйкой. Возилась долго – не жди от нее ничего хорошего.

А еще был такой обычай. Когда девушка выходила замуж, подарки родственникам мужа шила и вышивала сама девушка. Я помню, как моя бабушка, княжна Кишмахова, хвасталась, что перед замужеством она сшила одежду семерым мужчинам из рода Апсовых.

Вот такие интересные обычаи и традиции хранит наш народ в памяти.

фото из архива газеты "Абазашта"