Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»

Комсомолец и строитель, а в душе – поэт

Комсомолец и строитель, а в душе – поэт


«Жизнь прожить-не поле перейти». Такое заключение можно сделать, прослушав рассказ о нелегкой, но разнообразной и интересной трудовой и общественной жизни известного инженера-строителя, бывшего заместителя председателя Совета старейшин абазинского народа, ныне пенсионера Харатокова Габидина Хаджи-Муратовича, уроженца живописного абазинского аула Кара-Паго. Габидин вырос в многодетной семье и пошел по стопам своего отца – стал строителем. После окончания Ставропольского строительного техникума он поступил в Кабардино-Балкарский госуниверситет. Получив специальность инженера-строителя, он всю свою трудовую жизнь проработал в сфере строительства. Сначала был мастером СМУ-2, затем работал заместителем начальника завода ЖБИ треста «Карачаево-Черкеспромстрой», позже начальником ПМК-11 треста «Севкавказпромстрой», главным инженером и начальником ПМК-14 треста «Карачаево-Черкесводстрой».

Еще обучаясь в школе аула Кара-Паго, Габидин проявил свои организаторские способности. Он возглавлял коллектив народного танца и песни аула, который в 1963 году стал обладателем второго места на областном конкурсе. Являясь членом комитета комсомола колхоза «Кубань», вместе с секретарем комитета комсомола Рамазаном Айбазовым был избран делегатом комсомольской конференции Ставропольского края, состоявшейся в январе 1965 года в городе Ставрополе. В работе конференции принимал участие  первый секретарь Ставропольского краевого комитета КПСС, а позже член Политбюро ЦК партии Михаил Андреевич Суслов. В конце выступления М.А. Суслов обратился к делегатам конференции со словами: «Товарищи делегаты! Если у кого-то будут какие-либо вопросы и пожелания, прошу подать в президиум записки в письменном виде, я постараюсь ответить на них здесь или позже извещу о принятых мерах письмом». Габидин подумал: «Неужели он поможет? Нужен ли ему аул Кара-Паго?» Но набрался смелости и написал ему записку на листке из блокнота делегата: «Уважаемый Михаил Андреевич! Пишет Вам делегат от Прикубанской комсомольской организации из аула Кара-Паго… Наш аул находится в пятнадцати километрах от города Черкесска, входит в состав Псыжского сельского совета и колхоза «Кубань». Колхозники и жители аула не в состоянии попасть в сельский Совет, правление колхоза, город Черкесск и другие населенные пункты из-за того, что не ходит рейсовый автобус. Они добираются пешком, верхом, на чем попало…». На конференции он получил заверение, что проблема будет решена. Не прошло и месяца, как в аул Кара-Паго дважды в день, утром и вечером, стал ходить рейсовый автобус из Черкесска. Так, благодаря Габидину Харатокову, была решена одна из злободневных проблем аульчан.

Сегодня Габидин находится на пенсии, но никогда не забывает свой родной аул: его прекрасные поля, богатые леса и добрых трудолюбивых людей, которых взрастила эта плодородная земля. Кстати, высочайшая гора Европы Эльбрус видна отсюда, как на ладони.

И, видимо, благодаря природе этого удивительного края, у Габидина проявился дух творчества, и он стал писать стихи и сочинять песни, разводить пчел и заниматься садоводством. В стихотворении «Аул из Кубины» Габидин так пишет о Кара-Паго:

Средь горных вершин Кавказа

Аул из Кубины стоит.

На свете не много найдешь ты

Красивых краев, как у нас.

Славу пою я тебе, мой аул,

Где детство и юность прошли,

Где мальчишкой босым собирал я в лесу

Хворост для мамы своей.

Ты вырастил здесь матерей и отцов,

Братьев, сестер и невест, женихов.

Героев, в боях не жалевших себя,

Ты хлебом кормил и всех породнил.

Тебя прославляя навеки,

Живут абазины твои.

В ответе за всех лишь один ты,

                   Кара-Паго – аул из Кубины.