Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»

АБАЗИНЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

АБАЗИНЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

Прошло более 150 лет со дня окончания Кавказской войны. Как и многие народы Кавказа в конце XVIII века в нее был втянут и абазинский народ.

С середины XVI века стали налаживаться и укрепляться прочные связи России с народами Северного Кавказа, в том числе и с абазинами. Правительство России было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных рубежей и охотно шло на сближение с кавказскими князьями. Присоединение абазин к Российской империи проходило в несколько этапов; в XVII - XVIII вв. этот процесс носил в основном мирный характер. Но, к большому сожалению, XIX век стал веком военного противостояния в связи с началом Кавказской войны, сопровождавшейся военно-казачьей колонизацией Кавказа, и, соответственно, абазинских земель. Хотя в годы войны противоборствующие стороны и пытались сохранить мирные отношения.

До 1864 года земли Красной Поляны (Кбаада) и Большого Сочи населяли абазинские, убыхские и абхазские общины. До середины XIX века абазинский народ владел обширными территориями на южных и северных склонах Кавказского хребта, Абазой называли земли Северо-Кавказских абазин – Малая Абаза и южных абазин – Большая Абаза. 
Северо-Кавказские абазы занимали высокогорную часть северных склонов Кавказского хребта между верховьями рек Кумы и Подкумка, расселялись по левому берегу Кубани и в бассейнах рек Теберды, Аксаута, Марухи, Кяфара, Урупа, Большой и Малой Лабы, Зеленчуков, Ходз, Белой и Губс. По карте С. Броневского территория Большой Абазии простиралась от Геленджикского залива до реки Ингур. На карте 1830 г., на которую ссылается Ш.Д. Инал-Ипа, территория от Гагры до Анапы также обозначена как Большая Абаза. Южные абазы составляли несколько обществ (Цандрипш, Ахчипсу, Аибга, Кечь, Аредба, Баг, Садзы-Джигеты, Убыхи и другие), живших в верховьях рек Мзымты, Бзыби, Хоста, Кечь, Аше, Магры, Шахе, Сочи и т.д. 
Следует отметить, что ряд топонимов и гидронимов, которые бытуют и в настоящее время в районах Сочи, Туапсе связаны с абазинами. Так, например, недалеко от Сочи и сейчас есть поселок под названием Абазинка. Одна из рек и поселок в этом районе носит название Лоо, что связано с фамилией абазинских князей Лоовых. Река Кечь (приток р. Мзымта), где обитали джигетские Кечь, имеют свою параллель с Северо-Кавказскими абазинскими князьями и обществом Кячь (Кячевы). Название абазинского села Дарыкъвакт (Псыж) имеет также абсолютную параллель в названии поселка Дадыркой и одной из рек, впадающей в море между Сочи и Туапсе. Название р. Багърыпста, что к северо-западу от Гагры (современная Холодная речка), имеет свою параллель с абазинским обществом Баг (Баговы), которое находилось на северных и южных склонах Кавказского хребта. Название реки и поселка Магры идет от абазинского мыгъра – рукав, а река Аше – от абазинского «аща» («брат»), мыс Агрия – от абазинского агъра (рябой). А устье реки Шахе в ХVII-ХVIII вв. крупным торговым пунктом была морская стоянка Абаза. Поселок Джубга в дословном переводе с абазинского (тшыбгъа) означает «спина лошади».  
Одно из последних упоминаний о проживании абазин на территории Черноморского побережья Кавказа связано с последней стадией Кавказской войны. Весной 1864 года Кавказскую войну можно было считать оконченной, и только горные южноабазинские племена Псху, Ахчипсоу, Аибга, Садзы-Джигеты, занимавшие ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби, не хотели расставаться со своей свободой и оказывали последнее сопротивление царским войскам на Кавказе. Тогда жители Ахчипсоу еще не знали, что совсем скоро их аулу суждено будет стать местом празднования события огромной исторической важности – окончания Кавказской войны. 
18 марта 1864 г. 5 тысяч горцев – абазины, убыхи и шапсуги-хакучи с верховий Мзымты предприняли попытку остановить продвижение отряда Геймана, но под плотным артиллерийским огнем вскоре были вынуждены отступить. Уже к середине апреля войска не встречали в горах убыхов: они находились на берегу и выселялись в Турцию. Десятки тысяч абхазо-адыгских непокорных беженцев согнали «табором» на берег моря для выселения. Турецкая сторона неоднократно обращалась к российской стороне с просьбой воздержаться от массовых переселений в связи с неподготовленностью страны к большому наплыву эмигрантов, а также отсутствием финансовых средств. Вытеснение горцев с занимаемых земель началось массово в 1862 году и продолжалось по 1865 год. Десятки тысяч горцев, по словам очевидцев, без еды, в дождь и в снег под открытым небом ютились на берегу моря в ожидании судов от нескольких месяцев до года. Многие гибли от холода, голода и эпидемических заболеваний и на турецком берегу моря, и на кавказском.

Только горные абазины, оставались еще на своих местах. Для того чтобы завершить завоевание Западного Кавказа было решено все действовавшие на южных склонах гор российские войска разбить на четыре отряда. В первой половине апреля 1864 г. один из них двинулся из Гагры в долину р. Псху, второй – вверх по Мзымте, третий – от верховий Шахе параллельно Большому Кавказскому хребту и четвертый – из верховьев Малой Лабы в местность Кбаада, где все отряды должны были соединиться. 
При движении по левому берегу Мзымты 2-й отряд встретил упорное сопротивление абазин. Столкновения между войсками и горцами продолжались около недели. Вскоре и некоторые абазинские племена начали покидать свои аулы и выходить к морю для ухода в Турцию. 
А уже 21 мая 1864 г. царская Россия завершила войну победным парадом войск в верховьях реки Мзымта в абазинской местности Кбаада, известной сегодня как Красная Поляна, после чего более чем столетняя Кавказская война была закончена. 
Большинство садзов-джигетов, псхувцев, аибговцев, ахчипсоувцев погибли или ушли в Турцию. Согласно официальной русской статистике одних только садзов ушло в Турцию около 20 тысяч, т.е. все садзское население современного Сочи. В течение 1863-1864 гг. на турецком берегу умерли от голода и отсутствия питьевой воды около 100 тысяч человек.

Турецкие власти, принимая кавказских горцев рассчитывали за счет них решить свои политические и экономические проблемы, то есть: 1) усиление армии; 2) увеличение доли мусульман в структуре христианского населения на Балканах и за счет этого укрепление султанского режима; 3) окультуривание малопригодных для ведения сельского хозяйства и неосвоенных земель в Анатолии и на окраинах. Намерение турецких властей по формированию постоянного войска из абазин, абхазов, убыхов и адыгов, численность которых составила 30 тыс. человек (рекрутов), закончилось неудачей.

Другая часть садзов, в основном женщины и дети, перешли через перевал в Северную Абазию и сейчас их потомки проживают в абазинских аулах Старо-Кувинск, Ново-Кувинск и Апсуа Карачаево-Черкесской Республики. 
После 1865 г. при проведении царским правительством территориально-административной реформы Кубанская область была разделена на 5 военно-народных округов, и абазинский народ оказался в ведомости трех разных округов. В пределах Зеленчукского округа находились абазинские аулы: Лоовско-Кубанский (Кубина), Лоовско-Зеленчукский (Инжич-Чукун), Бибердовский (Эльбурган), Дударуковский (Псыж), Клычевский (Псаучье-Дахе), Шахгиреевский (Апсуа), Егибоковский (Абазакт) и Кувинский (Старо-Кувинск, Ново-Кувинск); в Эльбрусском округе имелись Кумско-Лоовский (Красный Восток) и Хумаринский аулы абазин. В Лабинском округе абазины проживали совместно с бесленеевцами, беглыми кабардинцами и другими народами. В результате во второй половине XIX века в пределах Северо-Западного Кавказа осталась небольшая часть абазинского народа, преимущественно тапантинского диалекта, а жителей горной местности не осталось. 
Присоединение к России, которая находилась на более высоком уровне социально-экономического развития, чем, например, Турция, содействовала  появлению новых потребностей и привычек, незаметно для самих абазин торговое дело стало способом распространения русского культурного, политического и экономического влияния. Не только горцы заимствовали у русских новые культуры, более совершенные орудия труда и методы обработки земли, но и жители станиц многому учились у горцев, в частности, ведению хозяйства в горных условиях. Проникновение на территорию проживания абазин промышленной продукции из центральной России привело к большим изменениям в развитии местного домашнего производства и ремесла.

В то же время абазины принимали активное участие в военных действиях на стороне России, и в период с 1820 по 1850-е гг. пополняли ряды казачества.

После завершения Кавказской войны горцы Кубанской области продолжали привлекаться к выполнению военных и полицейских функций. Охрана правопорядка возлагалась на Кубанскую постоянную милицию, созданную в 1866 г. В конце 1860-х гг. в ее составе находилось немало абазин. Абазинский народ совместно с русским народом вёл общую войну с внешними врагами, абазины, например, участвовали в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. После завершения Кавказской войны утверждение мирных форм жизнедеятельности коренных народов Северо-Западного Кавказа в составе Российской империи проходило параллельно с основными преобразованиями социально-экономических институтов горского общества. Главной целью реформ являлось оптимальное приведение в соответствие с общероссийскими нормами земельных, сословных, административных и правовых отношений в среде местных народов региона, которое способствовало бы наиболее безболезненной и быстрой интеграции абазин в общероссийское культурное пространство.

Таким образом, после войны и переселения большей части абазин в Турцию к началу ХХ века на Кавказе насчитывалось около девяти тысяч абазин. К сожалению, сегодня абазины являются малочисленным народом Российской Федерации, по переписи населения 2010 года численность абазин в Карачаево- Черкесии составляет около тридцати семи тысяч человек. А ведь к какому бы древнему источнику мы ни обратились, всегда сталкиваемся с одним из названий диалектов современного абазинского языка – ашуа. И мы думаем, что абазинский народ смешан не только с адыгским, где по последним данным только среди кабардинцев мы находим 507 абазинских фамилий (это около 200 тысяч человек), не говоря уже о черкесах и адыгейцах. Очень тесное контактирование у абазин, абхазов, адыгов, убыхов было с греками, римлянами, египтянами, турками, тюрками, арабами в разные времена своего существования. Много общего можно найти с народом басков из Страны басков на Пиренейском полуострове. Доказательством тому служат различные источники: Сьюзен. История Древнего мира, Лондон, 2009; Фессенден О. Затопленная цивилизация Кавказского перешейка (перев. с англ. Харатоковой М.Г.); Г.Ф. Турчанинов, Москва. Открытие дешифровки письменности и др. В последнее время изучается вопрос о родстве с одним из древнейших, воинствующих народов – пеласгов (досл. «перелетные птицы»), живших в Греции в догреческий период, кочевавших по разным местам, в том числе и оседавших на Кавказе. О них упоминают Геродот, Страбон, а также Гомер в «Иллиаде» и «Одиссее», как участниках Троянской войны.